Фильм рассказывает о превращении обычного студента в героя, защитника города, таинственного борца со Злом. Действие разворачивается в наши дни в Москве. Студент МГУ Дима Майков мечтает о хорошей машине и возможности красиво ухаживать за девушкой Настей. На день рождения он получает в подарок от отца старенькую «Волгу-21» и внезапно обнаруживает, что она может летать. Жизнь студента стремительно меняется. С помощью чудо-машины он зарабатывает деньги, о которых раньше мог лишь грезить. Днями напролет он беззаботно парит над московскими пробками. Но однажды случается несчастье, и Диме приходится повзрослеть. Так в небе над Москвой появляется «Черная молния», герой, готовый бесстрашно защищать попавших в беду горожан.
Изначально идея фильма принадлежала Тимуру Бекмамбетову. Оставив за собой пост продюсера, он предложил режиссерское кресло Александру Войтинскому, успешному музыкальному продюсеру, прежде работавшему с группой «Звери». Бекмамбетов знал его еще по рекламному бизнесу. Тимур Бекмамбетов рассказывает: «Я предложил Саше выбрать из тех идей, что у меня были. Он выбрал ту, что называлась «Черная "Волга”». Это был триллер про стритрейсеров. Он обещал подумать и вернулся ко мне недели через две-три с совершенно другим предложением. От первоначальной идеи осталась только сама "Волга”». Войтинский взял тайм-аут, а когда перезвонил продюсеру, сказал, что согласен быть режиссером фильма, только если «Волга» полетит. «Тимур, конечно, сначала опешил, - вспоминает Александр. - Но потом мы набросали синопсис и решили рискнуть. Думали очень долго, переписывали». Через год появился первый вариант сценария, который компания Бекмамбетова и предложила студии Universal в качестве возможного совместного проекта. И хотя «Черная молния» была не единственной обсуждаемой тогда идеей, первым русским фильмом, сделанным при поддержке Universal, стала именно она.
«В России и до нас, безусловно, были свои супермены, - говорит Бекмамбетов. - Это дядя Степа-великан, к примеру. Он – человек, обладающий невероятным ростом и сверхспособностями: доставать птиц из гнезда, тушить пожар. Творит добро». В ходе работы над проектом у продюсера возникла идея привлечь к созданию картины еще одного режиссера, который взял бы на себя постановку спецэффектов. Так к проекту присоединился Дмитрий Киселев, который работал над «Дозорами» и «Особо опасен». Центром картины сразу стал автомобиль. «21-я «Волга» появилась не сразу, - рассказывает Дмитрий. - Вначале это была современная 31-я модель. Потом машина превратилась в некий абстрактный автомобиль, у которого вообще не было названия. Но стало понятно, что это должна быть звезда советского автопрома 70-х годов». В отличие от других фильмов о супергероях, действие «Черной молнии» происходит в настоящей Москве, а не в каком-нибудь собирательном городе.
Одним из важнейших этапов создания картины стал кастинг. Прежде чем остановиться на молодом актере Григории Добрыгине, режиссеры и продюсер перепробовали множество кандидатов. После долгих проб (в кастинге участвовало 150 человек) продюсер и режиссеры остановились на студенте ГИТИСа Григории Добрыгине. На пробах ему предложили сыграть финальную сцену, самую сложную. В ней Дима разговаривает с Настей и понимает, что теряет ее, и у него есть соблазн поступить некрасиво, но в свою пользу. Сцена получилась. Герой фильма Дима Майков привык всего добиваться своим трудом. Он сам поступил в МГУ, сам заработал на цветы девушке. Теперь настал момент, когда Диме пришлось отказаться от планов на красивую жизнь и с помощью необыкновенной машины встать на защиту целого города.
«Черная молния» – картина чрезвычайной постановочной сложности. Но благодаря тому, что на площадке трудились сразу два режиссера – Дмитрий Киселев и Александр Войтинский, – фильм удалось снять за рекордно короткий срок – 44 дня. Для того чтобы фантастические события картины выглядели на экране достоверно, к работе над сценарием привлекли ученых из центра аэрогидравлических исследований ЦАГИ города Жуковского. Они пояснили авторам «Черной молнии», как следует запускать машину в воздух. Также выяснилось, что 21-я «Волга» по своим аэродинамическим характеристикам – лучшая машина для полетов. В наше время 21-ю «Волгу» в хорошем состоянии найти довольно сложно, поэтому из большого количества разных машин собрали одну, которую можно было снимать изнутри. Для съемок полетов нужна была вторая машина в так называемом полетном состоянии. Помимо этого, были автомобили, которые работали только как каскадерские. На одной из машин был установлен двигатель от BMW, тормоза от Porsche. Были и машины, которые снимали снаружи. В итоге было использовано десять машин ГАЗ-21. Еще пришлось купить три Mercedes С-класса.
Тимур Бекмамбетов рассказывает: «Очень ярким моментом стали съемки в лаборатории, где проводится тестирование военных самолетов. Мы снимали в огромном ангаре, где против аэродинамической трубы ставят самолеты, обдувают воздухом и смотрят, что с ними произойдет. Мы снимали там нашу машину, Mercedes, на которой летает злодей. Это было очень интересно: циклопических размеров помещение, где человек кажется крошечным, и труба высотой метров в 50. Мы хотели показать зрителю то, чего он никогда не видел – полеты над современной Москвой. Для этого мы установили на Тверской два огромных крана, между ними был натянут трос длиной 300 метров, который пересекал улицу. По этому тросу ездила радиоуправляемая камера, имитировавшая полет».
Виктор Иванов работает в Голливуде более 15 лет и даже получил престижную премию в области постановки трюков. Он рассказывает: «Нужно было следать так, чтобы машина подлетела под определенным углом к краю обрыва. Для этого мы изготовили пневматическую пушку, способную выстреливать автомобилями весом 700 кг на расстояние 20 метров со скоростью 90 км/ч. Надо сказать, что нужного результата удалось добиться не сразу. В итоге были уничтожены две машины». По мнению Виктора Иванова, особенно удалась сцена с пожаром, в которой использовалась декорация с пропановым огнем. В эту декорацию с трамплина влетала машина со скоростью 60 км/ч и резко останавливалась. «По сюжету герою требовалось спасти ребенка из пекла, - рассказывает Иванов. - Грише пришлось надеть специальный костюм и выполнить трюк самому, хотя огонь полыхал будь здоров».
Труднее всего было сделать летающую машину. Любое тело летает согласно физическим законам. И если ты видишь летающую машину в небе, ты подсознательно ожидаешь от нее поведения машины, которую заносит на поворотах, которая определенным образом тормозит, разгоняется и немножко поднимает капот. При этом в воздухе, если применить обычные законы физики, она начинает выглядеть странно. Интересно делалась сцена, где машина падает в Москву-реку. Большинство фильмов, в которых действие происходит под водой, сняты в теплых прозрачных водоемах. Москва-река отличается в этом отношении. К тому же, действие происходит ночью, поэтому там не было видно почти ничего. Было воссоздано дно реки с мусором, какими-то ржавыми предметами и туда приземлили машину. Чтобы сделать такой мир, нужно просчитывать на компьютере поведение каждого воздушного пузырька, воды, ила. Готовая «Черная молния» весила четыре тонны, разгонялась до 300 км/ч и умела зависать в воздухе. Чтобы сымитировать столкновения машины со стеной здания, была сделана пневматическая пушка, стреляющая машинами на расстояние 20 метров со скоростью на вылете 90 км/ч. Продолжение фильма, конечно, будет. Оно как-то само напрашивается.