«Вверх», снятый в формате Disney Digital 3D, рассказывает о Карле Фредриксене, 78-летнем продавце воздушных шариков, который воплощает в жизнь давнюю мечту: привязав тысячи шариков к своему дому, он отправляется в опасное путешествие в дебри Южной Америки. Слишком поздно он обнаруживает, что путешествует не один: девятилетний Рассел из отряда Юных Следопытов, превративший жизнь Карла в кошмар, отправился в полет вместе с ним. Их путь лежит в затерянный мир, где их ждут странные, удивительные и экзотические персонажи, смешные, эмоциональные и небывалые приключения.
В России роль Карла Фредриксена озвучил один из самых знаменитых актеров отечественного театра и кинематографа, Армен Борисович Джигарханян. Он уже сотрудничал с Disney на мультфильме «Тачки». Российские зрители также знают и любят других мультипликационных персонажей, которые ожили на экране благодаря голосу Армена Джигарханяна – это Волк из мультфильма «Жил-Был пес», Дядюшка Мокус из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» и знаменитый одноногий пират Джон Сильвер из «Острова Сокровищ».
«Я очень горжусь тем, что "Вверх” — десятый фильм Pixar», - говорит Джон Лассетер, исполнительный продюсер фильма. «По-моему, это самый смешной из наших фильмов, и к тому же один из самых красивых. У нас удивительный главный герой. Карлу Фредриксену 78 лет, он путешествует по свету в летающем аппарате, сделанном собственными руками, но по-прежнему обедает ровно в 3.30, и ни минутой позднее. Это совершенно нетипичный герой для приключенческого фильма».
Режиссером фильма стал Пит Доктер. Вместе с Лассетером и Эндрю Стэнтоном Доктер работал над сценарием и персонажами «Истории игрушек», первой полнометражной картины Pixar. На этой же картине он работал старшим аниматором. Он работал над раскадровкой «Приключений Флика» и написал первый синопсис «Истории игрушек 2». Режиссёрским дебютом Доктера стала «Корпорация монстров» (2001), получившая номинацию на «Оскар» в категории «Лучший полнометражный анимационный фильм». Доктер – один из тех людей, что вносят главный творческий вклад в работу студии. Свою вторую номинацию на «Оскар» он получил за оригинальный сценарий к фильму «ВАЛЛ-И», снятому совместно студиями Pixar и Disney.
«Лично я считаю, что фильм сделан не зря, если ты возвращаешься домой и продолжаешь думать о нем», - говорит Доктер. «Ты выходишь из кинотеатра, но думаешь о фильме и через день, и через год. Чтобы фильм так воздействовал на тебя, в него должны быть вложены настоящие чувства, он должен как-то резонировать с твоей собственной жизнью. И тогда, даже если на экране жуки или монстры, ты отождествляешь с этими персонажами себя и разделяешь их переживания. Очень важно создать эту эмоциональную привязанность к героям фильма». «Кроме чувства юмора, надо иметь и сердце», - утверждает Лассетер. «Уолт Дисней говорил: "Где есть смех, там должна быть и слеза”. Я тоже в это верю». Создатели фильма вложили немало сердца в описание любви Карла к его покойной жене и дружбы Карла и Рассела. В результате Карл понимает, что главную радость в жизни обретаешь не от путешествий или великих свершений, а от повседневного общения с друзьями и любимыми.
«Несколько лет назад мы с женой и детьми поехали в Европу, - рассказывает Доктер. - Мы жили в красивых отелях, потрясающе вкусно ели, гуляли по замкам. А однажды вечером мы зашли в маленькую забегаловку. Ничего особенного там не делали, просто пили горячий шоколад, смеялись и шутили вместе с детьми. И вот как-то так получилось, что из всей нашей восхитительной поездки по фантастическим местам лучше всего запомнились такие незначительные мелочи». Сначала Пит набросал на бумаге образ ворчливого старика, держащего в руке разноцветные воздушные шарики. Раньше он работал продавцом воздушных шариков, а теперь вынужден покинуть дом, который когда-то построил сам, вместе с ныне покойной женой, Элли. Но Карл не хочет переезжать в дом престарелых. Он, возможно, и престарел, но сдаваться отнюдь не намерен; он собирается прожить остаток дней так, как захочет сам. Он привязывает к крыше тысячи воздушных шариков, поднимает дом в воздух и держит курс в Южную Америку, выполняя обещание, много лет назад данное жене. Неожиданное появление непрошеного попутчика, гиперактивного оптимиста Рассела, грозит спутать его грандиозные планы. Карлу придется проявить гигантское терпение, ведь путешественников ждут тяжёлые испытания: природная стихия, коварный ландшафт, странные обитатели затерянного мира – и общество друг друга. Рассел– упрямый и полный энтузиазма 9-летний юный следопыт. Он не расстается с рюкзаком, доверху набитым походным снаряжением. Кевин– крайне редкая нелетающая птица 4-метрового роста, прячущаяся от людей в затерянном мире у Райского водопада. У Кевина блестящие разноцветные перья с отливом и длинная, гибкая шея. Много лет назад умница и красавец Чарлз Манц (озвучивает Кристофер Пламмер) был словно лучиком надежды для подавленных Депрессией американцев. Многочисленные поклонники Манца, среди которых были и юные Карл и Элли, без конца повторяли его любимую мантру: «Приключение рядом!». Манц не единожды облетел мир на огромном дирижабле собственной конструкции, в поисках самых разных сокровищ: бесценных исторических реликвий, удивительных научных открытий и невиданных образцов флоры и фауны. Но когда Манц привез на родину из далеких южноамериканских гор скелет фантастической 4-метровой птицы, ученые собратья не поверили ему. Чтобы доказать свою правоту, Манц вернулся в Южную Америку, поклявшись бросить к их ногам живую птицу.
Пит хотел, чтобы весь фильм выглядел как одна большая карикатура. Например, мы не списывали персонажей с реально существующих людей, а их одежду – с реальных образцов. Технологии компьютерной анимации позволяют насытить мир на экране великолепными деталями и сделать его максимально достоверным. Образы двух главных героев фильма – Карл и Рассел – были построены на противопоставлении квадрата и круга. Квадрат символизирует прошлое; круг – это образ будущего. Квадраты статичны, как кирпичная стена. Они не двигаются с места, а Карл действительно застрял на месте с тех пор, как умерла Элли. Карикатурные персонажи «Вверх» доставили немало сложностей команде аниматоров, художников и технических специалистов Pixar. В случае с Карлом им пришлось учиться, как добиваться полного спектра эмоций и движений от персонажа почти квадратной формы и ростом в три головы. Рассел, яйцевидный персонаж практически без подбородка, зато с огромным количеством одежды, принес особые заботы. Команда аниматоров совершила героический подвиг, добившись, чтобы Карл и Рассел вызывали сложные эмоции, а не просто чувство радости и умиления. У Карла нет ноздрей и нет никаких пор на коже. Мы не видим его ушных отверстий. Самое сложное было найти равновесие между упрощенностью и реалистичностью.
В поисках подходящего голоса для Рассела создатели фильма прослушали 450 мальчишек по всей стране. Нужным человеком оказался 7-летний начинающий актер Джордан Нагаи. В голосе Джордана есть какая-то симпатичная непосредственность. Он очень человечен и по-детски наивен. Кевин – это гибрид разных реально существующих птиц. Образ менялся чаще, чем у всех прочих персонажей фильма, потому что менялась роль Кевина в сюжете. Самым трудным оказалось даже не моделирование, а работа с перьями. Пришлось изобрести новую технологию. Чуть ли не самой тяжелой задачей стало создание океана воздушных шаров, который уносит дом Карла в Южную Америку. Карлу понадобилось бы от 20 до 30 миллионов шаров, чтобы поднять свой дом в воздух. В фильме использовано 10 297 шаров в большинстве сцен полета и 20 622 в сцене отрыва от земли. Из кадра в кадр их число варьируется, в зависимости от ракурса, расстояния и пропорций. Все эти тысячи воздушных шаров подчиняются разным физическим силам – подъемной силе и силе ветра. Очень важно было, чтобы они еще и взаимодействовали друг с другом. Каждый шарик должен взаимодействовать с 10000 других шариков. Более того, каждый шарик прикреплен к дому ниткой, и эти нити должны были взаимодействовать между собой и с шариками. Все эти объекты, трущиеся и бьющиеся друг об друга, – наверное, самая сложная симуляционная система из всех, созданных на студии Pixar. У технических специалистов работы было по горло. Итак, тысячи воздушных шариков несут дом по воздуху; но, как будто этого мало, время от времени к этому дому крепятся персонажи.